Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Программа профориентационной работы

УТВЕРЖДЕНО

Приказ начальника главного управления по образованию Витебского областного исполнительного комитета

___________________№____

 

 

 

 

 

Программа профориентационной работы

с обучающимися в учреждениях

общего среднего образования

(7–9 классы)

Витебск

2019

Разработчики программы:

А.И. Стукальцева, директор учреждения образования «Витебский областной учебно-методический центр профессионального образования»,

Н.В. Лятос, заведующий основным отделом учреждения образования «Витебский областной учебно-методический центр профессионального образования»,

М.А. Савина, методист учреждения образования «Витебский областной учебно-методический центр профессионального образования»,

И.А. Ситникова, начальник отдела воспитательной, идеологической, социальной работы и специального образования государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования».

Рецензенты:

Л.В. Зенькова, доцент кафедры управления развитием образовательных систем государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования»,

А.Н. Костенко, методист учебно-методического кабинета Октябрьского района г.Витебска,

А.В. Вавилонская, директор государственного учреждения образования «Витебский областной социально-педагогический центр».

Рекомендована к утверждению:

Научно-методический совет государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования»

Протокол заседания от 21.05.2019 г. № 2.

Экспертный совет учреждения образования «Витебский областной учебно-методический центр профессионального образования»

Протокол заседания от 21.05.2019 г. № 56.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.«Проф-компас» (Посвящение в мир профессий). 7 класс.

2. Пути получения профессии. 8 класс.

3. Мое профессиональное будущее. 9 класс.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современное понимание профориентационной работы заключается в нацеленности на формирование у обучающихся качеств личности, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными, что позволяет реализовать себя в профессиональном и социальном плане.

Целью профориентационной работы с обучающимися является помощь в конкретном выборе, связанном с определением либо сферы профессиональной деятельности (конкретной профессии), либо варианта дальнейшего обучения, готовности применять знания, умения и практический опыт для успешного осуществления профессионального выбора.

Непрерывность профориентационной работы с обучающимися обеспечивается, прежде всего, формированием и последующим развитием набора профориентационных компетенций. В 7-м классе формируются основы профориентационных компетенций; в 8–9 классах профориентационные компетенции активно используются обучающимся при совершении профессионального выбора – и продолжают непрерывно развиваться. Период обучения в 7–9-х классах является наиболее важным для профессионального самоопределения, поскольку именно на этом этапе осуществляется первичный профессионально-образовательный выбор обучающегося.

Содержание программы представлено тремя разделами, рассчитано на 51 час, по 17 часов на каждый год обучения (7–9-е классы). Программа реализуется в рамках времени, отведенного на внеурочную деятельность. Количество часов, отведенных на темы, является примерным и может изменяться в соответствии с потребностями обучающихся, возможностями учреждения образования, организаций-заказчиков кадров.

В реализации программы профориентационной работы могут принимать участие учителя, выполняющие функции классного руководителя, педагоги социальные, педагоги-психологи, другие педагогические работники во взаимодействии с управлениями социальной защиты, центрами занятости населения для получения актуальной информации о рынке труда определенного региона, представителями организаций, учреждений профессионального образования.

Раздел 1. «Проф-компас» (посвящение в мир профессий). 7 класс. Задачи первого раздела: расширение представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности; выработка ценностно-мотивационных основ саморазвития и самоопределения; формирование позитивного отношения к профессионально-трудовой деятельности; устойчивого интереса к миру труда и профессий; представлений о многообразии профессий и о роли современного производства в жизни человека и общества; понимание требований, предъявляемых профессиями.

Раздел 2. Пути получения профессии. 8 класс. Задачи второго раздела: установление и реализация взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средой; ознакомление с возможными путями получения профессионального образования и формирование навыков выбора такого пути; помощь учащимся в социальной и профессиональной адаптации; формирование позитивного образа рабочих профессий.

Раздел 3. Мое профессиональное будущее. 9 класс. Задачи третьего раздела: определение образовательных и профессиональных интересов и мотивов; формирование учащимися собственной жизненной позиции на этапе первичного профессионального выбора и проектирования успешной карьеры; формирование умения соотносить собственные притязания и склонности с общественными интересами; построение учащимися личной профессиональной перспективы (включая альтернативные варианты построения образовательной и профессиональной траектории); подготовка к обучению в учреждениях ПТО, ССО, ВО.

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Рекомендуемые формы проведения

Работа с родителями

Раздел 1. «Проф-компас» (посвящение в мир профессий). 7 класс

Мир профессий

2

- Экскурсии на предприятия (в том числе виртуальные)

- Практико-ориентированные проекты, реализуемые во внеклассной деятельности, в том числе в объединениях по интересам и студиях технического и художественного творчества

- Творческие конкурсы практической

направленности, в том числе для детей с инженерно-техническими и мануальными способностями

- Родительское собрание «Раннее профориентиро-вание – залог успешного жизненного пути».

- Консультации, информацион-ные встречи, собеседования

(цели, задачи, формы и методы поддержки профессиональ-ного самоопре-деления).

Знакомство с рынком труда

2

Классификация профессий (по направлениям, в зависимости от предмета труда):

11

в т.ч.:

Способы классификации профессий

1

- Тип профессии «Человек-человек»

2

- Тип профессии «Человек-знаковая система»

2

- Тип профессии «Человек-художественный образ»

2

- Тип профессии «Человек-природа»

2

- Тип профессии «Человек-техника»

2

Выбор профессии – путь к жизненному успеху

2

Круглый стол, информационная программа, прения, открытый микрофон (открытая трибуна), ролевая игра и т.д.

Итого:

17 часов

Раздел 2. Пути получения профессии. 8 класс

Знакомство с уровнями образования (ПТО, ССО, ВО). Система образования в Республике Беларусь.

1

- Интерактивные игры, направленные на использование профориентационного потенциала различных учебных предметов в профессиональной деятельности

- Родительское собрание «Система образования Республики Беларусь. Пути получения профессии».

Пути получения профессии (в зависимости от предмета труда) на уровне ПТО, ССО, ВО (знакомство с учреждениями образования области по направлениям в зависимости от предмета труда):

15

в т.ч.:

- Система ориентационных проектов, экспресс-обзоры, информационный портал (знакомство с перечнями профессий, специальностей и направлений, по которым осуществляется подготовка в системе профессионального образования)

- Экскурсии на предприятия, в учреждения ПТО, ССО, ВО

- Встречи «Знакомьтесь – профессионал»

- Творческие конкурсы профессионально-практической направленности

- Система профессиональных проб, направленных на формирование у обучающихся целостного представления о конкретной профессии, группе родственных профессий, сферы, их включающей

- Совместный проект «Проф-навигатор» (составление образовательной карты города, района, области).

- Родительские мастер-классы по профессиям.

- Тип профессии «Человек-человек»: медицинское обслуживание; обучение и воспитание; бытовое обслуживание; правовая защита

3

- Тип профессии «Человек-знаковая система»: профессии, связанные с текстами; с цифрами, формулами и таблицами; с чертежами, картами, схемами; со звуковыми сигналами

3

- Тип профессии «Человек-художественный образ»: проектирование, моделирование художественных произведений; изготовление различных изделий по эскизу, образцу

3

- Тип профессии «Человек-природа»: изучение живой и неживой природы; уход за растениями и животными; профилактика и лечение заболеваний растений и животных

3

- Тип профессии «Человек-техника»: создание, монтаж, сборка и наладка технических устройств; эксплуатация технических средств; ремонт техники.

3

 Личное предпрофессионально-образовательное портфолио

1

- Творческий ориентационный проект

- Участие родителей в проектной деятельности

Итого:

17 часов

Раздел 3. Мое профессиональное будущее. 9 класс

Требования, предъявляемые профессией к психике, здоровью, способностям человека (в зависимости от предмета труда)

3

- Дискуссия, диспут «Профили профессий»

- Психологическая диагностика

- Самодиагностика

- Родительское собрание «Как помочь подростку правильно выбрать будущую профессию»

- Родительские мастер-классы по профессиям

Изучение характерологических и личностных черт

3

- Ориентационная работа с учащимися и их родителями (диагностика, профессиональное и образовательное консультирование, профориентационные тренинги, тематические конференции и телеконференции).

- Психологическая диагностика

Диагностика склонностей и способностей

2

- Психологическая диагностика

- Самодиагностика

Диагностика психических познавательных процессов (внимание, мышление, память)

3

- Психологическая диагностика

- Самодиагностика

Профессиональный портрет семьи. Трудовые династии

3

- Презентации

- Знакомство с опытом успешных профессионалов в различных отраслях

(мастер-классы, экскурсии на предприятия, встречи с профессионалами, беседы)

Фестиваль-презентация: «Профессиональный портрет семьи. Трудовые династии»

Мой выбор. Построение личного профессионального плана

3

- Актуализация личного предпрофессионально-образовательного портфолио

- Проектная деятельность по составлению личной профессиограммы с публичной защитой

- Творческий проект «Мой выбор»

- Участие родителей в проектной деятельности

Итого:

17 часов

Всего часов:

51 час

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. «Проф-компас» (Посвящение в мир профессий). 7 класс.

Мир профессий (2 ч).

Сущность понятий «профессия», «специальность», «квалификация», «должность». Профессия как деятельность, способствующая проявлению индивидуальности. Построение профессиональной карьеры. Современные формы разделения труда: международное, отраслевое, технологическое, функциональное, профессиональное, специальное.

Знакомство с рынком труда (2 ч).

Понятие и сущность рынка труда. Глобализация рынков труда. Безработица как одна из глобальных проблем современного мира. Исчезающие профессии, новые технологии и профессии будущего. Рынок труда (в разрезе региона).

Практическое занятие. Дидактическая игра «Многообразие мира профессий и специальностей».

Классификация профессий

(по направлениям, в зависимости от предмета труда) (11 ч).

Способы классификации (типологии) профессий, их достоинства и недостатки. Классификационные признаки. Классы профессий. Отделы профессий. Группа профессий.

Классификация профессий на основании содержания труда, характеристике объекта труда (по предмету, цели, средствам, способам, условиям); на основании характера, требований к психике человека, по целям (гностические, преобразующие, изыскательские); по средствам их осуществления (профессии ручного труда, профессии машинно-ручного труда, профессии, связанные с применением автоматизированных систем), по условиям (профессии, связанные с работой в условиях, близких к комфортным; профессии, связанные с работой на открытом воздухе в любую погоду; профессии, связанные с работой в необычных условиях; профессии, связанные с работой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей; профессии, связанные с экстремальными ситуациями или повторяющимися монотонными условиями труда), по уровням квалификации, по степени активности и уровню ответственности личности, по степени удовлетворенности, по типу личности, по характеру деформации личности в профессии и др.

Классификация (типология) профессии Е.А. Климова по предмету, цели, орудиям и условиям труда:

- Тип профессии «Человек-человек»,

- Тип профессии «Человек-знаковая система»,

- Тип профессии «Человек-художественный образ»,

- Тип профессии «Человек-природа»,

- Тип профессии «Человек-техника».

Формула профессии и ее роль в процессе подготовки учащихся к профессиональному самоопределению.

Профессиональная деятельность: функции, цели, задачи, средства и предметы труда, результаты. Профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Показатели профессионального мастерства. Профессиональная карьера, ее формы. Структура плана профессиональной карьеры.

Примерные формы проведения занятий:

  • Экскурсии на предприятия (в том числе виртуальные).
  • Практико-ориентированные проекты, реализуемые во внеурочной деятельности, в том числе в объединениях по интересам и студиях технического и художественного творчества.
  • Творческие конкурсы практической направленности, в том числе для детей с инженерно-техническими и мануальными способностями.

Практическое занятие. Дидактическая игра «Классификация профессий».

Выбор профессии – путь к жизненному успеху (2 ч).

Проблемы профессионального самоопределения личности. Основные принципы и условие оптимального выбора профессии. Самоопределение человека, личностный и социальный аспекты выбора профессии. Ситуация выбора профессии: «Хочу-Могу-Надо». Значение выбора профессии для человека и общества.

Практическое занятие (круглый стол, открытый микрофон, ролевая игра и т.д.)

Примерные вопросы и темы для обсуждения:

  • Каковы смысл и цель жизни человека?
  • Как выбрать будущую профессию (критерии выбора)?
  • Правила выбора профессии.
  • Ошибки при выборе профессии.
  • Как можно получить профессию?

 

Раздел 2. Пути получения профессии. 8 класс.

Знакомство с уровнями образования (ПТО, ССО, ВО).

Система образования в Республике Беларусь (1 ч).

Пути получения профессионального образования, система образования в Республике Беларусь. Уровни, образовательные программы профессионального образования (ПТО, ССО, ВО) и их краткая характеристика. Преимущества обучения в системе профессионально-технического и среднего специального образования. Источники информации об учреждениях профессионального образования.

Пути получения профессии (в зависимости от предмета труда)

на уровне ПТО, ССО, ВО (15 ч).

Знакомство с учреждениями образования области по направлениям в зависимости от предмета труда:

  • Тип профессии «Человек-человек»: медицинское обслуживание; обучение и воспитание; бытовое обслуживание; правовая защита.
  • Тип профессии «Человек-знаковая система»: профессии, связанные с текстами; с цифрами, формулами и таблицами; с чертежами, картами, схемами; со звуковыми сигналами.
  • Тип профессии «Человек-художественный образ»: проектирование, моделирование художественных произведений; изготовление различных изделий по эскизу, образцу.
  • Тип профессии «Человек-природа»: изучение живой и неживой природы; уход за растениями и животными; профилактика и лечение заболеваний растений и животных.
  • Тип профессии «Человек-техника»: создание, монтаж, сборка и наладка технических устройств; эксплуатация технических средств; ремонт техники.

* Преимущественная форма изучения данной темы – практические занятия.

Примерные формы проведения практических занятий:

Дидактические игры.

Дидактическая игра «Человек – профессия». Игровые упражнения «Кто есть кто», «Спящий город», «Если бы..., я стал бы...», «Лучший мотив», «Советчик», «Подарок», «Найди пару», «День из жизни профессионала», «Знатоки профессий», «Контакт», «Остров», «Оптимист – Скептик» и др.

Профессиональная консультация (взаимодействие с управлениями социальной защиты, центрами занятости населения).

Формы профессиональной консультации:

  1. сообщение информации о востребованных профессиях и возможностях профессионального обучения; условиях приема в учреждения профессионального образования; особенностях отдельных профессий;
  2. практические советы учителей, родителей, выпускников.

Экскурсии на предприятия, в учреждения профессионального образования.

Проведение в рамках экскурсии встреч «Знакомьтесь – профессионал».

         Профессиональные пробы.

Погружение в профессию, получение базовых сведений о конкретных видах профессиональной деятельности, об элементах деятельности различных специалистов на собственном опыте, выполнение простейших операций.

По итогам выполнения профессиональных проб обучающиеся должны знать:

  • содержание и характер труда в данной сфере деятельности, требования, предъявляемые к личности и профессиональным качествам;
  • общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы;
  • технологию выполнения профессиональной пробы;
  • правила безопасности труда, санитарии, гигиены;
  • инструменты, материалы, оборудование и правила их использования на примере практической пробы.

Обучающиеся должны уметь:

  • выполнять простейшие операции;
  • пользоваться инструментом, документацией;
  • соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда;
  • выполнять простейшие вычислительные и измерительные операции;
  • соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями.

Личное предпрофессионально-образовательное портфолио (1 ч.)

Форма проведения: творческий ориентационный проект.

Структурные элементы портфолио:

  • Автопортрет (мои достижения).
  • Эссе «Мои мечты».
  • Самодиагностика готовности к выбору профессии:
  1. Какие профессии меня привлекают? (назвать несколько). Почему?
  2. Что в них общего?
  3. В каких учреждениях образования готовят к этим профессиям?
  4. Какие требования предъявляют эти профессии к человеку?
  5. Есть ли у меня одна предпочитаемая профессия?
  6. Что мне нравится делать?
  7. Какие школьные предметы мне нравятся?
  8. Что я учитываю при выборе будущей профессии?
  9. Как мне больше нравится работать (индивидуально/во взаимодействии с другими людьми)?
  10. Какую роль мне больше хочется играть, выполняя то или иное задание (исполнителя/организатора)?

Раздел 3. Мое профессиональное будущее. 9 класс.

Требования, предъявляемые профессией к психике, здоровью, способностям человека (в зависимости от предмета труда) (3 ч).

Профессионально важные качества личности. Сущность и структура профессионально важных качеств человека. Направленность личности, показатели профессиональной направленности. Ориентация на группу родственных профессий. Профессиональное призвание. Знания, умения, навыки. Типологические особенности человека.

Общие, особенные и специфические профессионально важные качества личности.

Ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределенииЦенностная ориентация, как избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его убеждений, установок и предпочтений. Система ценностных ориентации, виды ценностей.

         Практическое занятие. Определение ценностей обучающихся с помощью методики «К чему стремятся люди в жизни».

Здоровье и выбор профессии. Понятие здоровья. Учет состояния здоровья при выборе профессии. Группы профессии по степени их выявления на здоровье человека. Дееспособность, трудоспособность, работоспособность. Медицинские показная и противопоказания. Ограничения профессиональной пригодности при различных заболеваниях. Укрепление здоровья в состоянии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль режима дня и активного отдыха в сохранении и укреплении здоровья.

Практические занятия. Выявление обучающимися особенностей своего здоровья по методике «Карта здоровья».

Дискуссия «Профили профессий».

Изучение характерологических и личностных черт (3 ч).

Темперамент и выбор профессии. Сущность и типы темперамента, их психологическая характеристика, особенности проявления в учебной и профессиональной деятельности человека

Практическое занятие. Определение типа темперамента по методике Айзенка.

Характер и выбор профессии. Определение понятия «характер». Черты и типы характера. Положительные и отрицательные черты характера в отношении человека к себе, другим людям, различным видам деятельности, общественной и личной собственности. Характер и выбор профессии. Общие требования типов профессии к характеру человека.

Практическое занятие. Определение особенностей характера по методике «Мой характер».

Тип личности и выбор профессии. Понятие типизации. Социально-профессиональные типы людей: реалистические (практические), интеллектуальные, артистические, социальные, предприимчивые (предпринимательские), конвенциональный (упорядочивающий); предпочитаемые сферы деятельности. Взаимоотношения типов людей: схожие и противоположные типы. Тип личности и профессиональная деятельность.

Практическое занятие. Выявления типов личности по методике Дж. Холланда.

Диагностика склонностей и способностей (2 ч).

Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии. Сущность понятий «интересы» и «склонности». Отличие интереса от склонности. Профессиональные интересы и склонности, их роль в процессе профессионального самоопределения. Способы формирования профессиональных интересов. Мотивы выбора профессии. Группы мотивов выбора профессии: социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, материальные, престижные.

Практическое занятие. Определение склонностей обучающихся к сфере профессиональной деятельности (методика ОПГ - опросник профессиональной готовности) и мотивов выбора будущей профессии (анкета мотивов выбора профессии).

Роль способностей в профессиональной деятельности. Сущность понятия «способности», общие и специальные способности. Уровни развития способностей: неспособность, способность, талант, гениальность. Основные свойства специальных способностей. Задатки как предпосылка формирования и развитие способностей. Способности и выбор профессии. Типы профессии и специальные способности.

Практическое занятие. Выявление склонностей и способностей обучающихся при помощи методике «Коммуникативные и организаторские склонности» и «Определение профессиональных склонностей».

Диагностика психических познавательных процессов (внимание, мышление, память) (3 ч).

Особенности психических процессов и выбор профессии. Сущность и виды познавательных процессов, их структура. Ощущение, восприятие, представление. Виды представлений. Внимание, свойства внимания. Память, ее виды. Мышление. Воображение. Эмоции, чувства, воля: сущность и функции. Виды эмоциональных состояний. Роль познавательных процессов, эмоций, чувств и воли в профессиональном самоопределении и профессиональной деятельности человека.

Практическое занятие. Определение особенностей познавательных психических процессов и эмоционально-волевой сферы обучающихся по различным методикам.

Профессиональная пригодность и самооценка. Сущность и степени профессиональной пригодности. Признаки профессиональной пригодности, профессионального соответствия, профессионального призвания. «Образ — Я», как система представлений о себе. Структура «Образа — Я»: знание о себе, оценка себя, умение управлять собой. Реальное «Я», идеальное «Я», «Я» - глазами других людей. «Я — концепция», как динамическая система представлений человека о самом себе. Самооценка как компонент «Я — концепций». Сущность и уровни самооценки. Характеристики заниженной, завышенной и адекватной самооценки.

Практическое занятие. Выявление по различным методикам профессиональной пригодности обучающихся к предполагаемым видам деятельности. Выявление уровня самооценки обучающихся при помощи методики «Уровень самооценки».

Профессиональный портрет семьи. Трудовые династии (3 ч).

Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности. Мотивы и основные условия выбора профессии. Формирование трудовых династий.

Практические занятия. Фестиваль-презентация «Профессиональный портрет семьи. Трудовые династии».

Мой выбор. Построение личного профессионального плана (3 ч).

Личный профессиональный план – обоснованное представление об избираемой области трудовой деятельности, способах овладения будущей профессией и перспективах профессионального роста. Разделы профессионального плана: главная цель (кем хочу стать, чего достичь – на основе схемы выбора профессии «хочу» - «могу» - «надо»); ближайшие задачи (2 – 3 года); более отдаленные цели (4 – 10 лет); пути и средства достижения ближайших целей; внешние сопротивления на пути достижения цели; внутренние условия достижения цели; запасные варианты.

Творческий проект «Мой выбор». Цель, задачи и компоненты проекта «Мой выбор». Основные разделы проекта: обоснование профессии, профессиограмма профессии, профессиональная проба, профессиональная пригодность, профессиональное намерение и карьера, план подготовки к приобретению профессии, готовность к профессиональному самоопределению.

Практические занятия. Выполнение, оформление и защита проектов.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Бедарева Т., Грецов А. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. – Спб, 2008.
  2. Безус Ж.Н., Жукова Ю.П., Кузнецова И.В., Радченко В.В., Совина К.В., Холодилова Ю.К. Путь к профессии: основы активной позиции на рынке труда: Учебное пособие для учащихся старших классов школ. – Ярославль: Центр «Ресурс», 2003.
  3. Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. – СПб.: Речь, 2006.
  4. Быдыкина, Е. Н. Тестовые среды: теория и практика (на примере социально-гуманитарных дисциплин): учеб.- нагляд. пособие с прил. CD-ROM / Е. Н. Бадыкина, Д. Н. Бузун. – Мн: РИВШ, 2007.
  5. Голубева Я.В. Проблемные классные часы, 10-11 классы. – Волгоград: «Учитель», 2006.
  6. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб., 2009.
  7. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. – М.: Просвещение, 2007.
  8. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. – МПСИ, 2008.
  9. Климова Е.К. Психология успеха. Тренинг личностного и профессионального развития: учебно-методическое пособие – Спб: Речь, 2013.
  10. Курнешова Л.Е., Романова Е.С. Организация профориентационной работы в школе. Методическое пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
  11. Куровская, С.Н. Социально-педагогические основы профориентации: пособие / С.Н.Куровская. – Гродно: ГрГУ, 2009.
  12. Кухарчук, А.М. Тесты для выбирающих профессию / А.М. Кухарчук, В.В. Лях, С.Г. Макарова. – Мн.: Современная школа, 2008.
  13. Кухарчук, А.М. Человек и его профессия / А.М.Кухарчук, В.В. Дях, А.Б. Широкова. – Мн.: Современное слово, 2006.
  14. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. «Я выбираю профессию», комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. –  М.: УЦ «Перспектива»,2000.
  15. Профдиагностика в профессиональном самоопределении учащихся: учеб. пособие / А.М. Кухарчук, Е.Л. Седова, В.В. Лях. – Мн., 2000.
  16. Профориентационные игры: практикум по профориентационной работе. Составители: З.В. Горбачева, О.Н. Кащеева, Т.Н. Кузьмина, М.Н. Хахунова / Под ред. И.В. Кузнецовой, канд. пс. наук. –  Ярославль: Центр «Ресурс», 2004.
  17. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» / под ред. Н. В. Афанасьевой. – Спб.: Речь, 2007.
  18. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  19. Пряжников Н.С., Румянцева Л. С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учеб. пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
  20. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2010.
  21. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2007.
  22. Тюшев Ю. Выбор профессии: тренинг для подростков. – Спб., 2006.
  23. Фадеева Е.И., Ясюкевис М.В. От выбора профессии к успеху в жизни. Учебное пособие. – М.: Генезис, 2008.
  24. Холланд Дж. Опросник профессиональных предпочтений. Руководство. – М.: Генезис, 2001.
  25. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф, Лернер П.С., Рабинович А.В. Содержание профессиональных проб и этапы их выполнения // Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф, Лернер П.С., Рабинович А.В. Профессиональные пробы: технология и методика проведения. Методическое пособие для учителей 5 – 11 классов (под ред. С.Н. Чистяковой). – М.: Образовательно-издательский центр «Академия», ОАО «Московские учебники», 2011.
  26. Шмидт В. Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс/ В.Р. Шмидт. – М.: Сфера, 2006.
  27. Шумская, Л.И. Личностно-профессиональное становление студентов в процессе социализации / Л.И. Шумская. – Мн.: РИВШ, 2005.

 

Разделы сайта